Базовая тренировка велосипедиста

Путешествие на велосипеде – один из лучших видов туризма для любителей активного отдыха. Турист имеет возможность полностью спланировать путешествие под себя, разработав маршрут оптимальной сложности. Такие поездки могут длиться несколько дней или даже недель. Есть и примеры кругосветных велопутешествий. Это не только возможность посмотреть собственную и другие страны, но и укрепить своё здоровье, улучшить физические показатели организма.

Что такое базовая тренировка?

Во время базовой тренировки ваш организм научится использовать кислород более эффективно. Обычно, базовая тренировка – это длительные поездки с ровным темпом. Умеренная интенсивность позволяет вашему телу совершить необходимые адаптации. Ранняя весна – это идеальное время для такой тренировки.

Если весной наработать хорошую базу, то в разгар сезона вы гораздо легче будете переносить тяжелые тренировки на пиковых мощностях. Усталость будет наступать позже, высокую мощность, а следовательно и скорость можно будет держать гораздо дольше.

Базовая тренировка велосипедиста – это затратная по времени часть тренировочного процесса, но обходного пути нет.

Особенности велотуризма

Велотуры – это организованная спортивная отрасль, имеющая свои правила и особенности. Организовать тур можно самостоятельно, обратившись в ближайших велоклуб или турагентство. Неопытным туристам желательно отправляться в поездку в составе группы с более профессиональными велопутешественниками.

По длительности можно выделить 3 типа поездок:

Особенности велотуризма
  1. Однодневная, к примеру, утром выезд в определённую точку, а вечером возвращение домой.
  2. Походы выходного дня. Обычно занимают 2 дня (выходные), оптимальный выбор для краткосрочного отдыха. Ночёвку, как правило, устраивают на природе, в идеале – в специализированных кемпингах.
  3. Многодневные. Неограниченное по времени путешествия. Могут длиться вплоть до нескольких месяцев. Маршруты могут прокладываться на тысячи километров. Хороший вариант для опытных туристов. Предполагается ночёвка в палаточных лагерях и отелях.

Направление туризма может быть любым. Опытные путешественники предпочитают отправляться за границу. Начинающим рекомендуется сначала побывать хотя бы в нескольких турах в родной стране, чтобы понять основные правила и требования.

Особенности организации велосипедного похода

   Состав группы желательно подбирать одинаковый по владению техникой езды на велосипеде. Наиболее оптимальное число участников велопохода 4 – 6 человек. Начинающим велотуристам следует выбирать маршрут по слабопересеченной местности с развитой дорожной сетью и наличием населенных пунктов. Он должен пролегать по местам, где почва не создавала бы излишних трудностей для передвижения на велосипеде. Лучше по шоссейным или грунтовым дорогам или вполне проходимым на велосипеде тропам. Бездорожные участки не должны превышать 10 – 15% общей протяженности велопохода. Небольшие отрезки пути можно пройти пешком, ведя свой велосипед, или преодолеть несколько бродов.

Особенности организации велосипедного похода

При движении в голове колонны едет наиболее подготовленный турист, за ним в колонне по одному с интервалом 2 – 10 м (в зависимости от дороги) остальные. Замыкает колонну также опытный велотурист, имеющий ремонтный набор и аптечку. Примерно через каждые 30 мин движения на велосипеде желательно делать передышки — идти пешком. Для проверки и регулировки велосипедов также делают остановки через полчаса. Через каждый час движения неплохо делать 5-минутные привалы. Пешеходные паузы позволяют «размяться», восстановить нормальную циркуляцию крови, ввести в норму ритм дыхания. Не следует увлекаться большими скоростями, которые требуют значительных затрат физической энергии, поскольку невольно приходится сосредоточивать свое внимание на небольшом участке дороги непосредственно перед колесом, и много интересного ускользает из поля зрения велотуриста. В течение 6 – 7 ч (этого вполне достаточно) велотурист без особого труда может преодолеть 60 – 70 км, а по хорошей дороге — до 100 км. Причем не менее двух третей дневного перехода велотуристы должны проехать в первой половине светового дня до большого привала.

Читайте также:  Что следует делать сначала: кардио или силовые тренировки?

Шоссейные модели

Такой велосипед подойдет для езды на больших скоростях по ровному и высококачественному асфальту. Именно такие модели участвуют в знаменитых многодневных велогонках, турнирах, соревнованиях. Спортивные рекорды на Олимпийских играх устанавливают велогонщики, пользуясь шоссейным велосипедом.

При разработке конструкций такого транспортного средства, производители желают в первую очередь улучшить скоростные характеристики. Разумеется, стоимость такого агрегата довольно ощутимая, так как шоссейные велосипеды предназначены именно для настоящих профи. Средняя цена — 15-20 тыс. американских долларов. Однако, вы можете приобрести велосипедов для новичков – это обойдется примерно в 300 долларов.

Категория сложности похода

Эта часть текста была написана, когда мне просто хотелось простым человеческим языком рассказать о категориях сложности велопоходов и методике подсчета, с этим связанной. И направили меня сюда три причины:

Первая — те муки, которые я испытал при написании отчета по пройденному походу для сдачи в наш областной турклуб. Сухость методического указания навевала тоску, а примитивные в общем-то формулы расчетов вызывали просто зевоту.

Вторая — большое желание, чтобы информация о моих походах сохранилась в архиве турклуба. Я считаю свои походы, которые задумал и осуществил как руководитель, как минимум заслуживающими внимания и достойными быть сохраненными в архиве турклуба.

И третья — желание облегчить работу коллегам-велотуристам по оформлению категории сложности похода. Если бы у меня была под руками удобоваримая инструкция, мне было бы намного проще. Но ее не было и я штудировал то, что было под руками.

По мере преодоления материалов росло и уважение к создателям методики. Плох закон или хорош, но он есть. Так и тут — какие бы сейчас споры не шли вокруг методики категорирования (а их, этих методик, не одна), то, что есть, дает базу для подсчета сложности похода.

Другое дело, что изложена эта методика недостаточно (на мой взгляд) доступно, и неопытному пользователю, которым я собственно являюсь и сейчас, приходится тратить много времени, чтоб достоверно рассчитать маршрут. Я захотел изложить то же самое, но несколько по-другому. Исходные материалы, которыми я пользовался, полностью изложены на сайте волгоградского велоклуба «Орион».

Читайте также:  Статические упражнения для похудения и развития силы

Должен предупредить, что вследствие сознательного ограничения задачи я не привел достаточно много нюансов, знание которых может как помочь, так и осложнить задачу пользователю. Для более глубокого знания предмета читателю придется основательно изучить документы на сайте «Ориона» .

Результат моей свободной компиляции предлагаю вашему вниманию.

Постановка задачи: я хочу провести велопоход III к.с. в качестве руководителя. На моем примере попробуем разобраться с основными параметрами похода.

Прочие важные вещи

Ремонтный набор. Включает в себя запасные детали и вспомогательные, при быстром ремонте велосипеда, средства. В каждом профессиональном магазине такие наборы имеются в продаже; Замок для велосипеда. Если вам предстоит оставлять велосипед без присмотра, то замок убережет ваше транспортное средство от кражи;

Карта и компас. Не имея их у себя в сумке, не стоит отправляться на самые короткие расстояния. Стоит отметить, что снаряжение для велотуризма будет меняться в любом случае. Кто-то предпочитает не ездить на дальние расстояния, соответственно велорюкзаки и прочее ему просто не нужны. Предпочитающие долгосрочные велосипедные путешествия, имеют в запасе разнообразные приспособления, заметно упрощающие жизнь велотуристу.

Помните куда бы Вы не отправились всегда начале думайте головой и правильно подбирайте снаряжение особенно для велосипеда. На первый взгляд может показаться, что это будет не тяжело. Но на самом деле в первую очередь большое количество вещей приведет к дискомфорту похода, а это в свою очередь к сложностям прогулки и велотуризм потеряет все свои прелести.

Виды велосипедов

Современные производители велосипедов выпускают следующий ряд велосипедов.

Шоссейный велосипед. Такой велосипед предназначен для передвижения с большими скоростями по высококачественному асфальту. На таких велосипедах устанавливаются рекорды на многодневных велогонках, таких как Тур де Франс, Джиро ди Италия, Уэльта, а также на Олимпийских играх. Разрабатывая конструкцию такого велосипеда, производители оптимизируют в первую очередь скоростные характеристики. Стоимость таких велосипедов довольно высокая, так как они предназначены для профессионалов высокого класса, и составляет порядка 10-20 тыс. долларов США. Стоимость велосипедов для начинающих велосипедистов составляет где-то 300 долларов, а улучшенных конструкций до 1000 долларов и выше.

МТВ (горный велосипед). Такие велосипеды имеют некоторое различие. Так у них несколько меньший диаметр колеса, в отличие от дорожного. Рама такого велосипеда изготовляется несколько повышенной прочности. Поскольку горные велосипеды приходится эксплуатировать в довольно сложных дорожных условиях, то такие новинки как гидравлические тормоза и амортизационные вилки, были созданы именно для горных велосипедов.

Шоссейные и горные велосипеды объединяет тот фактор, что конструкции таких велосипедов разрабатывались с учетом достижения максимальных скоростей в разных условиях гонки. При эксплуатации таких велосипедов велогонщики зачастую жертвуют простой эксплуатации и комфортом езды во имя достижения максимальных скоростей.

Читайте также:  Как научиться отжиматься с нуля: инструкция для начинающих

Городской велосипед (citybike). Само название говорит о диапазоне его применения, он предназначен для езды по городским улицам. По своей конструкции он похож на «дорожный». В конструкции такого велосипеда используются многоскоростные планетарные втулки, которым почти не требуется постоянное техническое обслуживание, и которые дают возможность переключения передач в любом состоянии, даже не крутя педалями.

Туристический велосипед (touring). Велосипед такого типа предназначен для совершения туристических маршрутов. Это могу быть загородные поездки на один-два дня, а также многодневные автономные трансконтинентальные путешествия. По своему внешнему виду и конструкции он похож на шоссейный велосипед, однако они обладает повышенной устойчивостью и дает возможность комфортно передвигаться со значительным грузом.

Виды велосипедного туризма

По своим конструктивным особенностям велотуризм подразделяется на несколько видов. Они различаются. К примеру, цивилизованный велотуризм являет собой хорошо всем известные, самые обычные прогулки на велосипеде по местности, которая оптимально подходит для такого времяпровождения. Здесь, как таковых, не встретить преград или приключений, зато в изобилии красивые и живописные виды местности. В общем же это настоящий рай для новичков. 

Виды велотуризма

Спортивный велотуризм

Спортивный велотуризм – это такой вид спорта, который, к сожалению, сегодня в упадке. Зато он заставляет своих поклонников ставить новые и новые рекорды. Требуется за определенный период времени преодолеть некоторое, заранее предусмотренное, расстояние. К примеру, добраться на велосипеде от Москвы и до Владивостока, скажем, за пару месяцев. 

Спортивный велотуризм

Гонщицкий велотуризм

Гонщицкий велотуризм подразумевает ситуацию, когда путешественники не обращают никакого внимания на достопримечательности, они только едут. И чем быстрее, тем лучше, на поэзию нет времени. Тут главное состоит в преодолении заданного расстояния. Они буквально «проглатывают» заданное пространство. Но это по-своему интересно и азартно.

Гонщицкий велотуризм

Экспедиционный велотуризм

Экспедиционный велотуризм предпочитают те люди, которым в удовольствие преодоление препятствий. Например, с рюкзаком для велотуризма в поход через горы или ледовые поля, а еще через замерзшие водоемы – реки и озера. С каждым разом они будут прокладывать себе еще более сложный маршрут. 

Экспедиционный велотуризм

Байкерский велотуризм

Байкерский туризм – это по сути дела, проверка мощности вашего велосипеда. Чем быстрее будет происходить движение по трассе, тем лучше. Между прочим, байкеры со стритрейсерами то и дело красуются и соревнуются друг перед другом в технике. Зимний велотуризм, полностью, соответствует обозначенному в нем времени года. Получается, что это прогулки как раз в плохую или, как минимум, очень холодную погоду. Как говорится, все на любителя. 

Байкерский велотуризм

От чего зависит успех велопохода?

Прежде всего, от вашей физической подготовки, а также от правильного выбора велосипеда.

Совет

Велосипеды бывают разных видов, и чтобы подобрать оптимальный для себя, следует о них подробнее узнать.